Весь мир строит дороги из цементобетона, а в России каждый год перекладывают асфальт. Как это изменить?

Нo eсли в нeoгрaничeннoм кoличeствe рaзливaть xлoристыe сoли, тo этo, кoнeчнo, нaнeсeт пoкрытию знaчитeльный врeд. — A кaк при этoм бoрoться с гoлoлeдoм, eсли мaшины зимoй кaтятся пo льду, кaк нa кaткe? У нaс eсть oтeчeствeнныe рaзрaбoтки с испoльзoвaниeм мeстнoгo сырья, в тoм числe прeдлoжeнныe спeциaлистaми МAДИ, кoтoрыe в нeскoлькo рaз дeшeвлe импoртныx aнaлoгoв. — Eсть спeциaльныe прoтивoгoлoлeдныe рeaгeнты oпрeдeлeннoй кoнцeнтрaции, кoтoрыe в мeньшeй стeпeни влияют нa эти вeщи. Нaпримeр, такой материал, как «Сифтомакс», успешно используют для продления срока службы аэродромных покрытий. Вот их использовать можно.   Второй важный момент — пропитка поверхности цементобетонного покрытия гидрофобизирующим составом для придания ему водоотталкивающих свойств.
— Виктор Васильевич, по итогам «дорожного» Президиума Госсовета, который прошел в октябре 2014 года в Новосибирске, НОСТРОЙ сформулировал предложения по активизации применения цементобетона в дорожном строительстве. Как считаете? Создается впечатление, что нашим дорожникам просто невыгодно применять цементобетон. Понимаете, этот процесс требует перестройки всей дорожной отрасли. Но не все так просто. Но поймите, на цементобетон придется переходить подрядным организациям, а пока у них нет никаких гарантий, что в проектах будут заложены достаточные объемы этого материала. Пока туда по-прежнему массово закладывается асфальтобетон, а если и присутствует цементобетон, то, как правило, по минимуму. — Это так. С тех пор прошел ровно год, а воз, как говорится, и ныне там.   Помнится, тогда предложения строителей поддержал Президент.
 
— Спасибо, Виктор Васильевич, за интересный, содержательный разговор.
Вы признанный специалист в этой области, автор новых нормативных документов по строительству и ремонту цементобетонных покрытий. Расскажите, чем была продиктована их разработка?   Все это позволило создавать цементобетонные покрытия с минимальным сроком службы порядка 30 лет. Ну а самое главное — созданы принципиально новые модифицированные бетоны, которые обладают уникальными физико-механическими и техническими свойствами: за короткий срок набирают высокую прочность и т.д. Разработаны различные суперпластификаторы, которые обеспечивают высокую подвижность цементобетонной смеси при низком водоцементном отношении. — Виктор Васильевич, в преддверии Дня дорожника хотелось бы поговорить с Вами на такую важную тему, как применение цементобетона в дорожном строительстве. Иными словами, появился целый комплекс машин, который за один проход выдает уже полностью готовое цементобетонное покрытие. Отраслевая наука предложила гидрофобизирующие воздухововлекающие добавки, которые придают бетонам высокую морозостойкость.
— Как ухаживать за цементобетонным покрытием, на что обращать особое внимание? — Во-первых, в первые годы, когда бетон набирает прочность, желательно не использовать хлористые соли.  
В Германии эта доля составляет 50%, а в небольшой Бельгии 75% автодорог — цементобетонные. Ушаков: «В США на межштатных дорогах применение цементобетона составляет 60%. В. Из других европейских стран можно назвать Италию, а из азиатских — Китай»
— Но почему бы не внедрить это хотя бы на платных магистралях…
Как это происходит? Цементобетон вполне успешно справляется с теми нагрузками, которым сегодня подвергаются автомобильные дороги. Достаточно тонкий (10—20 см) слой специального цементобетона укладывается на асфальтобетонное покрытие. Наконец, наши последние разработки позволяют эффективно применять цементобетон для капитального ремонта асфальтобетонных покрытий, которые потеряли свою несущую способность. А в целом при правильном содержании и своевременном ремонте цементобетонные покрытия могут служить 60 и более лет.   Например, такие участки есть на автомагистрали «Украина». Например, необходимо обеспечить должную герметизацию температурных швов. Это значительно продлевает срок службы швов: повторно их герметизировать можно не раньше чем через 7—8 лет. Они построены еще в 1970-е годы, но прекрасно себя «чувствуют» и по сей день. Швы нарезают в затвердевшем бетоне и производят герметизацию полимерно-битумными мастиками. — Насколько я знаю, раньше у нас бытовало мнение, что цементобетонное покрытие неремонтопригодно, но как раз Ваши работы и труды других отечественных специалистов успешно опровергли этот тезис. — Если мы хотим достичь хороших результатов, надо правильно содержать и ремонтировать цементобетонное покрытие.
  ПопулярноеС подачи Президента в России появится ресурс «Долгострой.RU»?Григорий Ревзин: Последние четыре года — это поражение архитектуры в своих правахЗачем ГБУ «Жилищник» собирает под свое крыло сотни многоквартирных домов На вопросы журнала отвечает проректор МАДИ, д.т.н., профессор Виктор УШАКОВ.
 
И, право, хорошо бы нам здесь взять пример с ближайших соседей. Например, в Белоруссии, где тоже в связи с кризисом налицо переизбыток цемента, разработана специальная программа строительства цементобетонных покрытий.   Причем приглашают к себе нас, российских специалистов, и мы туда ездим и их консультируем. Причем белорусы используют наши нормативные документы, в том числе разработанные при моем участии по заказу Росавтодора. Так что, как видите, Россия здесь отстает не только от ведущих западных держав, но и от своих ближайших соседей, членов Евразийского экономического союза. — Впечатляет. А для дорожного бетона нужен не обычный, а бездобавочный высокомарочный цемент марки минимум 500—600. Сегодня же в России, наоборот, наблюдается переизбыток цемента. Успешно развивается данное направление и в Казахстане, где строят магистральные автодороги в цементобетонном исполнении.
 
— Согласен. А если ты построишь дом из хороших современных материалов — то будешь жить припеваючи, надолго забыв о ремонте крыши, стен, полов и пр. Росавтодор, как основной заказчик, должен обязать проектные организации помимо асфальтобетона закладывать в проекты и цементобетон. Причем делать это должны именно правительственные структуры. Тем более что на магистральных дорогах, где высокая интенсивность движения и много тяжелого транзитного транспорта, стопроцентно быстро возникнут колеи — на той же ЦКАД, например. Обученный персонал. Но зато отдача потом будет на порядок выше, чем при асфальтобетоне. Справедливости ради следует признать, что строить цементобетонное покрытие, конечно, сложнее. Ничего, дорожники будут упорно их ремонтировать, в результате появятся гигантские пробки и пр. Есть проект — объявляется конкурс, и все пошло, закрутилось, задвигалось… Но, похоже, у нас все это мало кого волнует… Ушаков: «Чтобы заинтересовать подрядчиков, в приказном порядке закладывать цементобетон в проекты. Чтобы заинтересовать подрядчиков, в приказном порядке закладывать этот материал в проекты?
Так что, Россия здесь отстает не только от ведущих западных держав, но и от своих ближайших соседей» В. Успешно развивается данное направление и в Казахстане. Ушаков: «В Белоруссии разработана специальная программа строительства цементобетонных покрытий.
А пока этого нет, страна несет колоссальные потери, вкладывая в кризис миллиарды рублей в восстановление дорог в условиях все возрастающей нагрузки на них со стороны автотранспорта.  
Но львиная доля средств у нас по-прежнему расходуется именно на асфальтобетон. Ушаков: «Если асфальтобетон при повышении температуры резко теряет прочность, то цементобетон остается таким же прочным, каким был изначально. Почему? Они обеспечивают длительные межремонтные сроки службы. При этом сама дорожная сеть увеличивается гораздо более медленными темпами. Кстати, китайцы в свое время освоили и усовершенствовали еще советские нормы и сейчас берут на вооружение самые передовые технологии, в том числе и наши разработки. Нагрузка на дорожное покрытие с каждым годом все выше и выше. Количество транспорта растет, динамические характеристики автомобилей — тоже. Восстановили — проходит еще три-четыре года, и история повторяется… В результате растущих нагрузок асфальтобетонные покрытия деформируются, на большинстве дорог появляются колеи. Мало того, в процессе гидратации цемента, он, наоборот, со временем только набирает прочность» А вот на цементобетонных покрытиях они полностью отсутствуют: там вообще нет пластических деформаций, поскольку цементобетон в отличие от асфальтобетона не меняет своих прочностных характеристик в жаркое время года. — К слову, какие страны здесь идут впереди остальных?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.